Главная
‡ ‡
Регистрация
‡
Восстановить Пароль
Привет, Гость
[15]
из
[15]
Введите Логин
:
Введите Пароль
:
Регистрация
Восстановить Пароль
Притхвирадж Капур
/
Prithviraj Kapoor
Искать торренты:
Притхвирадж Капур
/
Prithviraj Kapoor
Краткая биография
Имя:
Prithviraj Kapoor
Дата рождения:
3 ноября, 1906 | скорпион
Место рождения:
Пешавар, Британская Индия (Пакистан)
Дата смерти:
29 мая, 1972 | 65 лет
Место смерти:
Бомбей, Индия
Карьера:
Актер
Жанр:
Драма, мело
драма
,
мюзикл
Супруга:
Ramsarni Mehra
(шестеро детей)
Семья:
Радж Капур
(сын),
Шамми Капур
(сын),
Шаши Капур
(сын),
Рандхир Капур
(внук),
Риши Капур
(внук),
Раджив Капур
(внук),
Каришма Капур
(правнучка),
Карина Капур
(правнучка),
Ранбир Капур
(правнук)
Биография
Притхвирадж Капур всегда считался - и совершенно справедливо - "королем", великим драматическим актером, подвижником общественного труда. Однако, прежде всего он был гуманистом. Он любил людей, человеческое бытие, философию, которую исповедовал с открытой душой.
Родом Притхвирадж был из Пешавара (сейчас на территории Пакистана). Имея диплом университета в Равалпинди, он, как обычно, занимался правовыми проблемами, как вдруг решил, что станет актером. В 1929 году Притхвирадж перебрался в Бомбей и поступил на работу в "Империал филм компани". Сначала был занят только на проходных ролях, но не прошло и года, как в "Империале" уже поручили ему главную роль в фильме "Девушка из кино".
Когда кино повсеместно стало звуковым, Притхвирадж сыграл Арджуна в фильме "Драупади", где Эрмелина, его партнерша по немым фильмам, исполнила заглавную женскую роль. Главного персонажа воплотил он и в знаменитом костюмном фильме тех лет 2Влюбленный обманщик", где его героем был принц-католик, влюбившийся в еврейку и обвиненный в измене. Сходный сюжет был и в картине "Девушка-еврейка" (производство "Нью тиэтрс") с Сайгалом в главной роли. Но Сайгал был певцом, а Притхвирадж, в отличии от остальных "звезд" первых звуковых фильмов, никогда не пел.
На этом этапе своей кинематографической карьеры Притхвирадж ущел из "Империала" и поступил работать в театральную компанию Андерсона, которая ставила Шекспира по-английски. Здесь Притхвирадж сыграл практически всех шекспировских персонажей; при этом особо триумфального успеха он добился оригинальным исполнением роли Шейлока в "Венецианском купце".
Отправившись в турне по стране, Пртхвирадж добрался и до Калькутты, где их труппа распалась. Не было ни работы, ни денег. Тогда он поступил в "Нью тхиэтрс" на довольно-таки скудный заработок в триста рупий в месяц. Тем не менее, именно благодаря работе в "Нью тхиэтрс", а также сотрудничеству с "Ист-индиен филм компанги" его талант был признан и критиками и зрителями, по достоинству оценившего его как выдающегося драматического актера. Первым фильмом, где Притхвирадж сыграл по-настоящему творческую роль был "Раджрани Мира" (1933), который снял Дебаки Бошу. Притхвирадж исполнял здесь роль короля-традиционалиста, тщательно соблюдавшего культ Шивы, тогда как его жена Мира (в исполнении Дурги Кхоте) была неистовой почитательницей Кришны. Это столкновение двух конфессий, представленных мужем и женой, и создавало драматическое напряжение, что так нравится зрителям. Спустя некоторое время Притхвирадж сыграл роль опасного бандита в фильме "Бандит Мансур" (1934, реж. Нитин Бошу). Но ролью, снискавшей многочисленные похвалы критиков, все же оказался Рама в фильме Дебаки Бошу "Сита" (1934). Фильм представлял собой экранизацию последней части "Рамаяны", а именно того эпизода, где от Ситы уходит ее супруг из-за выдвинутых против нее публичных обвинений. Лирическая сцена мизансцен была такова, что о фильме отзывались как о "поэме на пленке". В роли Рамы Притхвирадж был необыкновенно убедителен и выразителен, а Дурга Кхоте превзошла себя в роли Ситы. "Сита" оказался первым индийским фильмом, отобранным для венецианского фестиваля 1935 года. В следующем фильме "После землетрясения" (1935), также снятом Дебаки Бошу, Притхвирадж играет чиновника по общественным работам, прибывшего в Бихар на помощь жертвам землетрясения. Эта катастрофа, и в самом деле произошедшая в тех местах, послужила для развернувшейся на экране истории документальным фоном.
В конце 1938 года Притхвирадж уехал из Калькутты, где провел пять лет, принесших ему почет и славу. Возвратиться в Бомбей его уговорил Чандулал Шах, продюсер из компании "Ранджит мувитон". Там он снялся подряд в двух фильмах, выпущенных этой компанией: "Незаконченная повесть" и "Сегодняшний Хиндустан", которые, однако, явно не стоили его таланта. Зато в главной роли в фильме "Ненормальный", снятом А.Р. Кирдаром, Притхвирадж несомненно вновь порадовал своих критиков. В1941 году он сыграл две выдающие роли. В фильме "Придворная танцовщица" (реж. Вадия) выпавший ему успех он разделили со знаменитой танцовщицей Садханой Бос. картина эта была снята в трех версиях: на хинди, на бенгали и на английском языке.
Однако обессмертила Притхвираджа, несомненно, роль знаменитого персонажа из фильма "Сикандер" -- так называли в Индии Александра Македонского. Высокая, стройная, мужественная фигура Пртхвирадж, его орлиный нос позволили ему легко и убедительно перевоплотиться в великого завоевателя. Даже и теперь, спустя полвека после премьеры "Сикандера" фильм этот пользуется немалым успехом, а герой вызывает зрительское восхищение.
Притхвирадж был одним из первых, кто постарался освободиться от системы кинопроизводственных компаний и добился права работать самостоятельно. Кроме того, он был актером незаменимым, прежде всего в фильмах на темы индийской мифологии, в ролях легендарных персонажей. Ему были подвластны такие роли, как молодой мусульманин, потерявший память (из фильма "Цветок") и молодой человек, замешанный в криминальную историю (из фильма "Одна ночь"). Эти роли существенно укрепили его исполнительскую репутацию. В то время как его коллеги-актеры нередко проматывали заработанные гонорары, Притхвирадж предпочитал вкладывать свои деньги в театр. В те годы театра на хинди практически не существовало. Разумеется. не только Притхвирадж придал ему новое дыхание, но своим "Притхви тиэтерс" он революционизировал этот театр. Он тщательно прорабатывал все постановки. осуществлявшиеся в его театральном обществе, после этого каждый вечер шел еще и на съемочную площадку. Это было время, когда Индия еще не обрела независимость, а Мусульманская лига уже объявила о создании исламского государства Пакистана. В эти-то годы Притхвирадж и показал пьесу "Стена", выведя на сцену двух братьев, один из которых, подстрекаемый иностранцем, борется за раздел Индии. Проигрывают в этой пьесе именно защитники раскола, хотя в реальной жизни именно они одержали верх. Так как пьеса "Стена" прозвучала тогда страстным монологом против раздела страны. она тут же вызвала оживленную политическую полемику. Фанатики даже пригрозили Притхвираджу смертью. Следующей после "Стены" постановкой стал спектакль "Патхан", лучший спектакль той эпохи как с точки зрения сценической техники, так и в художественном отношении: успех этой постановки был поистине триумфальным. Взаимоотношения индусов и мусульман рассматривались в пьесе прежде всего с гуманистических позиций. В следующей его пьесе "Изменник" вновь поднималась тема раздела страны и тема положения мусульман в разделенной Индии.
Полностью поглощенный сценой, Притхвирадж, однако, продолжал сниматься, чтобы оплачивать свои театральные постановки, хотя постепенно отходил от амплуа романтического героя, переходя на вспомогательные роли. В этом отношении показательны два фильма -- "Наследство" (1950) В. Шантарама и "Бродяга" (1951), снятого его сыном Раджем Капуром . В "Бродяге" он -- уважаемый адвокат, который, как и легендарный Рама, отрекается от жены, потому что ее увез с собой разбойник Джагга. Позднее адвокат становится судьей, не зная, что в это время его брошенный сын встает на скользкую дорожку преступлений. Финальное столкновение отца и сына -- самая сильная часть фильма, где сталкиваются и актерские индивидуальности Притхвираджа и Раджа Капура. Тем не менее, в эти годы Притхвирадж постепенно уходит из кино и посвящает себя исключительно театральным гастролям.
В 1948 году он возглавляет марш на Бомбей, стараясь восстановить мир в этом городе, где раздел страны спровоцировал межобщинные столкновения и вызвал ужасающие беспорядки. Это мирное шествие проходило в атмосфере угроз, но способствовало установлению общей обстановки терпимости и дружелюбия.
В конце пятидесятых годов Притхвирадж решил экранизировать пьесу "Пайса"; замысел этот потерпел оглушительный провал, а сам Притхвирадж во время съемок потерял голос и так и не смог уже больше вернуть себе прежнюю неподражаемую дикцию. Он энергично сопротивлялся попыткам закрыть его театр и ограничить свой кинорепертуар вспомогательными ролями. В этот смутный период своей жизни он сыграл роль могущественного императора. Акбара в фильме "Владыка моголов" (1960). Критики вновь разразились восторгами. его роли шестидесятых годов были самыми разнообразными, а исполнение роли нищего властителя Хайдерабада в фильме "Асман Махал" (1965) удостоилось высокой оценки на кинофестивале в Карлови Вари. Его последний и, конечно, наиболее значительный фильм "Прошлое, настоящее, будущее" обозначил дебют его внука Рандхира Капура и как актера и как режиссера. Во время съемок этого фильма Притхвирадж заболел, но участвовал в них с начала и до конца. Спустя несколько месяцев он умер от рака в бомбейской больнице. В память о Притхвирадже его сын
Шаши Капур
построил "Притхви тиэтрс".
Фильмография
1979
Bombay by Nite
1972
Mele Mitran De
1971
Река времени
/
Kal Aaj Aur Kal
... Diwan Bahadur Kapoor
1970
Ek Nanhi Munni Ladki Thi
1970
Nanak Dukhiya Sab Sansar
... Giani
1970
Gunah Aur Kanoon
1970
Heer Raanjha
... The King
1969
Nanak Naam Jahaz Hai
... Gurmukh Singh
1969
Insaaf Ka Mandir
1968
Teen Bahuraniyan
... Dananath
1966
Yeh Raat Phir Na Aaygi
... Professor
1966
Daku Mangal Singh
1966
Love and Murder
1965
Shree Ram Bharat Milap
... Raja Shree Dashrath of Ayodhya
1965
Janwar
... Mr. Srivastava
1965
Aasmaan Mahal
... Asmaan
1965
Sikandar
E Azam ... Porus
1964
Rajkumar
... Maharaja
1964
Zindagi
1964
Ghazal
1964
Jahan Ara
... Shah Jahan
1963
Rustom Sohrab
... Rustom Zabuli
1963
Harishchandra Taramati
... King Harishchandra
1963
Pyaar Kiya To Darna Kya
1960
Mughal-E-Azam
... Badshah Jalaluddin Mohammed Akbar
1959
Jagga Daku
1958
Lajwanti
1957
Хождение за три моря
1953
Aag Ka Dariya
1952
Anand Math
... Satyananda
1952
Chhatrapati Shivaji
... Raja Jaisingh
1951
Бродяга
/
Awaara
... Justice Raghunath
1950
Dahej
... Thakur
1948
Azadi Ki Raah Par
1946
Valmiki
1946
Prithviraj Samyogita
1945
Phool
1945
Devdasi
1945
Vikramaditya
1943
Gauri
1943
Aankh Ki Sharm
1942
Ek Raat
1942
Chauranghee
1941
Court Dancer: Raj Narkati
... Prince Chandrakriti
1941
Sikandar
... Alexander the Great
1940
Pagal
... Dr. Vasant
1940
Chingari
1940
Deepak Mahal
1939
Sapera
1939
Adhuri Kahani
... Somnath
1938
Dharti Mata
1938
Abhagin
... Promode
1937
Vidyapati
... King Shiva Singha
1937
Anath Ashram
... Ranjit
1936
Grihadah
... Suresh
1936
Manzil
... Suresh
1935
Революция
/
Inquilab
1934
Daku Mansur
1934
Зита
/
Seeta
... Ram
1933
Rajrani Meera
... King of Mewad
1933
Ramayan
1932
Dagabaz, Ashiq
1931
Draupadi
... Arjuna
1931
Blood Feud
1931
Alam Ara
1930
Cinema Girl
1930
Sher-e-Arab
1930
Prince Vijaykumar
1929
Be Dhari Talwar
Награды и премии
1972 Dadasaheb Phalke Award (посмертная награда за неоценимый вклад в индийский театр и кино)
1969 Падма Бхушан
1956 Sangeet Natak Akademi Award
1954 Sangeet Natak Akademi Fellowship
1949 Президентская Медаль
Ссылки
Полная биография актера
Расширенный поиск
:
Не выбрано
Русская
Зарубежная
Не выбрано
Мужской
Женский
Поделись ссылкой с друзьями
.:ТоррНАДО
©
2024 v.Platinum (IV+):.
Страничка сформирована за
0.044463
секунд.